На чем экономят установщики ГБО

Сегодня при анализе стоимости установки ГБО можно заметить, что цена установки идентичного комплекта для одной марки автомобиля на различных СТО может существенно различаться.

Возникает справедливый вопрос, в чем же разница? Неужели все сводится к жадности одних подрядчиков и предприимчивости других?

Это не так!

Начнем анализ данного вопроса с азов. К примеру, специалисты говорят клиенту, что установят «мозги» (линейка электронных блоков управления) от фирмы STAG (Digitronic), OMVL. При этом они забывают сказать, что компании STAG, OMVL, BRC, как и другие производители, как правило, имеют несколько линеек оборудования. Наиболее простой вариант — блоки ECONOMI (STAG 200), далее идет STANDART (STAG 4), затем PLUS (STAG 300 plus) и наивысшая линейка PREMIUM (STAG 300 premium). Стоимость каждого варианта значительно отличается от предыдущего.

Сколько клиентов это знают?

Определить, какой вариант «мозгов» лучше, можно даже визуально. Но кому это известно? Чаще всего производится установка бюджетных блоков, которые не могут выполнять свои прямые функции. Так, блок STAG 4 нельзя установить на автомобиль, выпущенный до 2004 г. (см. таблицу 1)

Подбор контроллеров в зависимости от года выпуска транспортного средства, оснащенного многофункциональным электронным впрыском бензина.

Таблица 1

 Линия
ECONOMY
Линия
STANDARD
Линия PLUSЛиния PREMIUM
год выпуска
автомобиля
количество
цилиндров
STAG-200-4STAG-4
plus
STAG
-300-4
ISA2
STAG
-300-6
ISA2
STAG
-300-8
ISA2
STAG
-300-4
premium
STAG
-300-6
premium
STAG
-300-8
premium
1990
и старше
3ooo   
4ooo   
5   oo   
6   oo   
8    o   
1991-20023ooo   
4ooo   
5   o   
6   o   
8       
2003
и новее
3 oooooo
4 oooooo
5   oo o
6   oo o
8    o  

"●" - рекомендуемое применение
"o" - можно применять

Данные приведены на 2013 г.

Очень важной функцией газового блока является обеспечение подачи количества газа, максимально соответствующего его бензиновому аналогу. Сложность программы и точность работы ГБО прямо пропорционально зависит от мощности процессора.

Другими словами, если авто выпущено до 2004 г. и соответствует экологическим нормам ЕВРО 2, ЕВРО 3, тогда STAG-4 plus подойдет для Вашего автомобиля и будет на нем великолепно работать. Для машины «помоложе» нужно устанавливать блок управления STAG-300-4 premium. Однако данное оборудование предлагается по совсем иной стоимости!

Второй вопрос — редуктор. В большинстве случаев устанавливается редуктор компании TOMASETTO. Это очень надежные, недорогие конструкции, но здесь также есть модификации:

  • AT09 Normal — максимальная мощность 66 KW (90 л.с.)
  • AT09 Alaska — максимальная мощность 100 KW (136 л.с.)
  • AT09 Artic — максимальная мощность до 180 KW (240 л.с.)
Разница в стоимости перечисленных модификаций также очень ощутима.

НО!

Данным редукторам присуща одна общая особенность — они могут гарантировать стабильное давление не более 20000 км пробега, после чего их работу стабильной назвать нельзя. Естественно, в блоке управления предусмотрена коррекция этого параметра, однако сбои просто неизбежны. Кроме того, эти редуктора нередко работают нестабильно и привлекают лишь низкой стоимостью.

Теперь о газовых форсунках.

Форсунки — наиболее ответственная составляющая ГБО. К сожалению, 80% специалистов, занимающихся установкой ГБО, не заглядывают в таблицы производителей оборудования, где четко указано: какими газовыми форсунками необходимо оборудовать конкретную марку автомобиля. Большинство даже не знает о существовании таких таблиц. Их основная цель — поставить форсунки подешевле, «универсальные»!

Важно!

При установке газа на автомобили корейского, японского производства, время впрыска форсунок по бензину составляет порядка 1.8-2 миллисекунды (на некоторых режимах), а популярные на сегодня форсунки Valtek Type 30 начинают работу лишь с 3.5 мс. Как результат, в таких режимах они находятся в открытом состоянии. Поэтому, о какой экономии, мощности и снижении расхода топлива может идти речь? Итог — огромный расход, горит лампочка «ЧЕК «, машина «дергается», глохнет. Есть еще один важный параметр, о котором большинство просто не знает либо не задумывается. У самых дешевых форсунок, которые собираются — разбираются помногу раз, разброс по объему подаваемого газа по цилиндрам достигает 20%. При этом ход штока одинаков! Стенд, способный измерить данный объем, есть у единиц. Поэтому грамотно наладить двигатель с дешевыми форсунками невозможно!

Для понимания разбега цен:

  • цена на 4 цилиндра Valtek Type 30 — 2000 рублей;
  • цена на 4 цилиндра AEB — 3500 рублей (по нашему мнению, одни из лучших форсунок);
  • цена на 4 цилиндра HANA (южнокорейские высокоскоростные форсунки) — 4500 рублей (цена без монтажной рейки).
Получается все грустно, но справедливо: за что заплатили, то и получили.

НО! Вы же для экономии на резине, не ставите «докатки» (маленькие запасные колеса, рассчитанные, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа)?

Получается, что установщики пользуются отсутствием соответствующей компетенцией!

Немного о безопасности.

За безопасность ГБО напрямую отвечает мультиклапан, расположенный в баллоне. Мультиклапаны бывают трех классов В, А и А Европа. В его функции входит заправка, подача газа к редуктору! Его невидно, поэтому многие не знают о его существовании! К нам поступали предложения от поставщиков «бюджетного ГБО», стоимость которого начиналась 1000 рублей (класс В), когда безопасный и наиболее надежный мультиклапан класса А Европа стоит около 3000 тысяч рублей! Разница, как говорится, на лицо!!!

Лучшие мультиклапаны BRC или TOMASETTO (класс Европа 2) с пожарным клапаном, запорным электроклапаном, электронным датчиком топлива и аварийным клапаном.

Среди ответственных установщиков большой популярностью пользуются мультиклапаны итальянской производства TOMASETTO или Lovato класса А. Их стоимость 1500 -2000 тысячи рублей.

Теперь о магистрали — трубке с диаметром 6 мм, идущей к редуктору от баллона.

В 9 случаях из 10 специалисты устанавливают обычную медную трубку, часто даже без оплетки из пластика.

В западноевропейских странах от такой практики как от мультиклапанов класса В давно отошли, поскольку пластиковая магистраль гораздо надежнее, легче устанавливается и, что очень важно, химически пассивна! Под химической пассивностью понимается неспособность пластика реагировать с содержащейся в пропане серой, что исключает возможность забивания фильтра, редуктора! 90% грязи в фильтре является продуктом реакции пропан — бутана с медной магистралью. НО — пластиковые магистрали удорожают установку!!!

О наболевшем, о шлангах! 70% приехавших «со стороны» авто, в лучшем случае, укомплектованы дешевыми газовыми шлангами, в худшем - простыми водяными непонятного производства! Мы должны Вам сказать, что шланги обязательно должны быть фирменными и предназначаться для газа! Цена за метр таких трубок составляет 150 — 200 рублей. Для легкового автомобиля вполне достаточно 3 м!

Теперь самое время поинтересоваться и подумать, за что Вы платите деньги!!!

Очень большое количество клиентов считают, что их «железный конь» оснащен итальянским ГБО, не подозревая, что компания STAG родом из Польши, где находиться по сей день! Ее лишь выдают за итальянскую! Но, к чести поляков, мы считаем, что STAG является производителем наиболее качественной электроники! Далее эта электроника комплектуется итальянскими редукторами польскими форсунками, сделанными по лицензии итальянцев!

Все вышесказанное относилось к мало- и среднебюджетным системам ГБО.

Однако премиум - класс также имеет свои нюансы. К примеру, комплекты «BRC» делятся на оборудование премиум - класса BRC Piug&Drive, бизнес — класса BRC 24MY11, также сюда можно отнести бюджетную версию с форсунками PAN EVO! Все они гордо называются BRC! Конечно, цены на них различаются!

Аналогичным образом ситуация обстоит с «LANDI RENZO».

Здесь также есть газобаллонное оборудование премиум - класса Landirenzo Omegas Plus, бизнес - класса Landirenzo Omegas EVO и есть наиболее бюджетная версия Landi Srl.

Интересуйтесь, какую систему устанавливают на Ваш автомобиль, и сколько это стоит!

Итак, наиболее важная статья экономии – на обучении персонала!

Принципиально ГБО различных производителей устроено одинаково. Разница заключается в наладке, построении системы для отдельно взятого автомобиля. Главная задача установщика газобаллонного оборудования — не навреди! Чтобы выполнить ее, достаточно четко придерживаться технологических карт производителей.

Многие установщики не особо задумываются о подборе компонентов системы, ставя все, что дешевле. Такой подход в корне неправильный! Говоря словами классика, «нельзя запрячь в одну телегу коня и трепетную лань». Применительно к ГБО можно сказать, что нельзя монтировать оборудование бездумно, игнорируя рекомендации производителей! Такие знания можно получить на специальных обучающих курсах, которые занимают много времени и часто проводятся в других городах. Все это ведет к растратам на проезд, проживание, непосредственное обучение. Зачем учиться? Клиент и так поедет! Вопрос о расходе даже не поднимается?

Наиболее ответственный этап установки ГБО — настройка! Даже газовую установку премиум-класса нужно правильно настроить. Решить данный вопрос может не каждый! Помимо знаний, опыта и квалификации потребуется специальное диагностическое оборудование, стоящее больших денег.